Село Бутаково

article24.jpg

   Известный русский писатель П.И.Мельников-Печерский в своих «Дорожных записках» так писал в 30-е годы XIX века: «Мы приехали в Бутаково, село Тамбовской губернии Темниковского уезда, в 39 верстах от уездного города. Как живописны окрестности этого села! Вдали, на севере, тянется черной стеной лес. На обширной равнине между этим лесом и возвышенностью, на которой расположено Бутаково, разбросаны кучами деревни и хутора: они так хорошо рисуются на золотом поле богатой нивы! Направо Мокша льется ленточкой по полям между дубовыми рощами и деревнями, налево - отлогая возвышенность, покрытая камнями».

   В древние времена около села Бутакова были дремучие леса. В примокшанской пойме росли прекрасные дубравы, остатки которых можно и сейчас увидеть. Бутаково является границей знаменитого Мещерского края. На территории села находили каменные орудия труда. В древности здесь жили мордва, марийцы, буртасы. Марийцы ушли. В последний раз племя буртасов упоминалось в документах 1682 года. Постепенно славяне, шедшие с запада, оттеснили мордву за реку Мокшу.

   Как и некоторые другие поселения нашего района, Бутаково названо по имени своего владельца. После успешного похода Ивана Грозного на Казань он жалует татарских мурз Исенея и Дивея Мокшевых, детей Бутаковых, княжением над всею «рзяновскую мордвою» Кадомского уезда. Бутаковы своей резиденцией избрали мордовскую деревню, которая стала называться их фамилией.
В 1882 году в Бутаковской волости насчитывался 2451 человек, из них грамотных - 56 мужчин и одна женщина. В Бутакове было училище, обучались грамоте 15 мальчиков и 7 девочек. Школа была бедная, о чем свидетельствует уездная инспекторская проверка. Своего врачебного пункта не было. В 1883 году врачебный пункт переводится из Вознесенского завода в село Бутаково, который в конце XIX века «переезжает» в село Криушу.

   В конце Х1Х-начале XX веков административное положение села было интересным: одна половина его входила в состав Теньгушевской волости, а вторая была Бутаковской волостью. В это время в селе проживали три помещика. Работу в своих имениях они организовали по-новому. В основном применяли наемный труд. Оплата была исполу. Даже спустя сто лет в селе помнят своих помещиков и неплохо о них отзываются. Это Орлов, уездный начальник Богдановский, а вот фамилию третьего забыли. Богдановский до революции уехал в Питер. Дом его остался. Жена в годы революции проживала в селе. Ее изгоняют оттуда в 1930 году. Орлова в революцию не тронули, но имущество разграбили. Кустарных промыслов в селе не было. Жили крестьяне плодами с земли. Выращивали рожь, ячмень, овес, просо, картофель.

   Коренной национальностью являются русские. С XVII века появилось немного слузкивых татар. По вере бутаковцы делились на две части: православные христиане и татары-мусульмане. В честь взятия Казани была построена христианско-мусульманская церковь. До сих пор на ее куполе красуются христианский крест и мусульманский полумесяц. Свою церковь местный народ отстоял и после революции, и позднее, когда храмы повсеместно закрывались, она действовала с небольшими перерывами почти весь советский период. Работает и сейчас.

   В конце 1917 - начале 1918 годов прошли крестьянские сходы. Людей призывали претворить Декрет о земле в жизнь. На сходе бутаковцы выработали наказы о своих нуждах, о своем отношении к Советам и к своим врагам. Крестьяне возлагали большие надежды на уездный крестьянский съезд. Он состоялся в Темникове 23 января 1918 года. Кроме того, на собрании бутаковского схода постановили признавать в будущем власть Совета народных комиссаров.

   Ввиду того, что меньшевики, эсеры и кадеты мешали работе съезда, он по решению делегатов переехал в село Теньгушево, куда пришли с красным флагом бутаковские крестьяне. Из всех представителей съезда бутаковские делегаты были наиболее активными. Они настойчиво доказывали делегатам, что при сложившейся напряженной обстановке в уезде только вооруженным путем можно добиться свержения эсеро-кадетской власти. 11 марта 1918 года эсеро-кадетская власть в Темникове была свергнута и во всем уезде установилась Советская власть, в том числе и в Бутакове. В августе 1918 года создается комбед, который состоял цз крестьян-бедняков. В него вошли А.Дивеев, С.Гуркин, Р Котов, П.Пилясов, Н.Мелехин, Б.Галихин. Председателем комбеда избрали Ивана Рубцова. В том же году комбед распустили.

   22 сентября 1918 года в селе создается партийная организация. В ее составе - 44 большевика. У них были 23 винтовки. Главную роль в ее создании сыграли Б.Галихин, М.Козлов, С.Гуркин, Е.Первушкин. Ввиду низкого образовательного уровня бутаковских коммунистов было принято решение направить некоторых из них в партийную школу. Коммунисты вели политико-воспитательную работу.

   В июле 1919 года Темниковский уезд был на военном положении. В уезде создали ревком. Формировались партизанские отряды. Тогда же на защиту Советской власти ушли все коммунисты Бутаковской волости. В годы Гражданской войны семьям красноармейцев выделяли помощь. Так, два многосемейных хозяйства красноармейцев получили по корове, изъятой у помещика. Бутаковцы принимали участие в субботниках, собирали хлеб для голодающих Поволжья. На Гражданскую войну из района отправили два красногвардейских отряда, один из них формировался на базе села Бутакова.

   В 1919 году образована комсомольская ячейка. Как писала уездная темниковская газета «Революционный народ», 19 сентября в селе устроили первый спектакль, в том же году был открыт Народный дом.
В годы НЭП бутаковцы жили хорошо. Зинаида Андреевна Мирошкина, 1903 года рождения, вспоминала, что в селе появляется водяная мельница, которая принадлежала татарам, каждый крестьянин имел лошадь, кто-то - и две. Урожаи собирали высокие. Земля хорошо удобрялась. Возможно, поэтому колхоз создавался здесь трудно. Сначала он был создан в 1930 году. Вскоре все из него вышли, но потом снова вошли. Сам процесс коллективизации сопровождался раскулачиванием, репрессиями. В Бутакове были репрессированы 18 человек, а за что - никто не знает. Только пять человек вернулись назад, судьба же большинства других неизвестна. Среди репрессированных были А.Разгильдеев, К.Разгильдеев, С.Разгильдеев, А.Сюндюков, В.Сюндюков, И.Сюндюков, Н.Сюндюков, ТСюндюков, С.Сюндюков, А.Козырев, Г.Бобиков, И.Бобиков, В.Разгильдеев, И.Дивеев. Хоть с трудом, но жизнь в колхозе налаживалась. На трудо дни платили хорошо, а все потому, что местные черноземы были щедры на урожаи.

   Великая Отечественная война принесла бутаковцам, как и другим, много горя. 3.А.Мирошкина, работавшая председателем колхоза в годы войны, вспоминает, что работали от зари до зари, все больше на быках да коровах. Народ работал честно, воровства не наблюдалось. Не было и голода. Колхозники продолжали получать что-то на трудодни, но в основном жили за счет своего скота. Старые люди помнят, что ни травинки не оставалось в лугах, все выкашивали. На себе носили с Курихи семена за 30 километров. Похоронки шли в Бутаково одна за другой. Из 164 ушедших на фронт мужчин вернулись 115. Как поредело село! К 2009 году в живых остался только один фронтовик.

   В послевоенный период продолжало действовать многоотраслевое хозяйство: свиноферма, птицеферма, овцеферма, сеяли рожь, овес, гречиху, лен.Колхоз набирал силу. К нему присоединили Боркинский колхоз. Таким объединением было недовольно большинство колхозников. Хотя хозяйство слабым не стало. Жизнь налаживалась, что связано с гарантированной заработной платой. Однако это не задержало молодежь. Она уезжала из колхоза.

   Положение меняется в конце 70-х годов. В Бутакове построены: детский сад, магазин, 50 квартир, асфальтированная дорога по селу, водопровод, столовая, дом животноводов, три коровника, модуль для хранения техники, картофелехранилище, три сенохранилища, агрегат для выработки витаминно-травяной муки, кормоцех, школа и многое другое. Заметно замедлился отток молодежи из села.

    Рыночные отношения 90-х годов ощутимо подорвали экономику колхоза. Но он выжил и продолжает работать, в отличие от многих похороненных в конце прошлого - начале этого веков. Правда, объемы производства продукции далеко не те, что были, к примеру, два десятка лет назад. На ферме содержатся 120 коров, молоко от которых (а это единственный стабильный источник пополнения колхозной кассы) поставляют на Теньгушевский маслозавод. Продолжают сеять как яровые, так и озимые зерновые культуры, отводя под них свыше полутысячи гектаров. В штате осталось 60 колхозников. Хотя и в селе сокращается численность населения, но темпы убыли далеко не такие, как в большинстве других населенных пунктов Вознесенского района.

 

 

← Назад